Поговорим об одарённости! Родителям на заметку!
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который обладает яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Показатели одарённости:
- Любознательность, потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
- Высокие интеллектуальные и творческие показатели;
- Высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
- Лёгкость в общении, коммуникабельность;
- Активность;
- Высокая мотивация к учебной деятельности;
- Стихийное стремление к построению целостной картины мира.
Показатели умственной (интеллектуальной) одарённости:
- Сформированность познавательного интереса;
- Проявление высокоинтенсивной познавательной активности;
- Способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
- Быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
- Произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;
- Богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
- Максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;
- Вкус к новизне и установка на творческое выполнение задания.
Психологический портрет одарённого ребёнка.
- Любознателен;
- Любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
- Обладает хорошо развитой речью, большим словарным запасом;
- Стремится к самостоятельному решению различных вопросов, не всегда воспринимает готовый родительский ответ;
- Настойчив в достижении поставленной цели;
- Имеет способности в сфере математических вычислений и логики;
- Концентрирует внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что уже понятно или наскучило;
- Обладает богатым воображением;
- Рано определяет своё призвание. Реально оценивает свои возможности, особенности характера;
- Имеет чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить окружающих, подражая другим людям.
Проблемы одарённых детей.
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто связано с тем, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Следствие – нарушение дисциплины на уроке.
- Одиночество. Одарённые дети обладают ярко выраженными индивидуальными интересами, игровыми предпочтениями, которые зачастую могут не совпадать с увлечениями сверстников. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Нонконформизм. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
- Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей в гораздо большей степени свойственно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, смысл жизни и др.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. В связи с этим их стремление к лидерству оказывается нереализованным: со сверстниками не интересно, старшим уступают в физическом развитии.
- Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
- Ощущение неудовлетворённости. Связано с перфекционизмом. Дети критично относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственного несоответствия и низкая самооценка.
- Нереалистичные цели. Одарённые дети часто ставят перед собой невыполнимые задачи. Не имея возможности решить их, начинают переживать. Но стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
- Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критичному отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
- Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание родителей, учителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Как наладить взаимодействие родителей и одарённых детей.
- Поймите ребёнка и осознайте его уникальность.
- Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность.
- Поддерживайте в семье необходимую для творчества атмосферу.
- Не перегружайте ребёнка, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом.
- Учите трудолюбию, терпению, поощряйте старание.
- Спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребёнка.
- Не забывайте уделять внимание физической активности.
- Стройте отношения с ребёнком только на основе доброжелательности и чувства такта.
- Стремитесь к тому, чтобы ребёнок не сомневался в вашей любви и вере в него.