• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Поговорим об одарённости! Родителям на заметку!

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который обладает яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Показатели одарённости:

  • Любознательность, потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
  • Высокие интеллектуальные и творческие показатели;
  • Высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
  • Лёгкость в общении, коммуникабельность;
  • Активность;
  • Высокая мотивация к учебной деятельности;
  • Стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Показатели умственной (интеллектуальной) одарённости:

  • Сформированность познавательного интереса;
  • Проявление высокоинтенсивной познавательной активности;
  • Способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
  • Быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
  • Произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;
  • Богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
  • Максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;
  • Вкус к новизне и установка на творческое выполнение задания.

Психологический портрет одарённого ребёнка.

  • Любознателен;
  • Любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
  • Обладает хорошо развитой речью, большим словарным запасом;
  • Стремится к самостоятельному решению различных вопросов, не всегда воспринимает готовый родительский ответ;
  • Настойчив в достижении поставленной цели;
  • Имеет способности в сфере математических вычислений и логики;
  • Концентрирует внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что уже понятно или наскучило;
  • Обладает богатым воображением;
  • Рано определяет своё призвание. Реально оценивает свои возможности, особенности характера;
  • Имеет чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить окружающих, подражая другим людям.

Проблемы одарённых детей.

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто связано с тем, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Следствие – нарушение дисциплины на уроке.
  • Одиночество. Одарённые дети обладают ярко выраженными индивидуальными интересами, игровыми предпочтениями, которые зачастую могут не совпадать с увлечениями сверстников. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • Нонконформизм. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
  • Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей в гораздо большей степени свойственно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, смысл жизни и др.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. В связи с этим их стремление к лидерству оказывается нереализованным: со сверстниками не интересно, старшим уступают в физическом развитии.
  • Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
  • Ощущение неудовлетворённости. Связано с перфекционизмом. Дети критично относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственного несоответствия и низкая самооценка.
  • Нереалистичные цели. Одарённые дети часто ставят перед собой невыполнимые задачи. Не имея возможности решить их, начинают переживать. Но стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
  • Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критичному отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание родителей, учителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Как наладить взаимодействие родителей и одарённых детей.

  • Поймите ребёнка и осознайте его уникальность.
  • Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность.
  • Поддерживайте в семье необходимую для творчества атмосферу.
  • Не перегружайте ребёнка, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом.
  • Учите трудолюбию, терпению, поощряйте старание.
  • Спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребёнка.
  • Не забывайте уделять внимание физической активности.
  • Стройте отношения с ребёнком только на основе доброжелательности и чувства такта.
  • Стремитесь к тому, чтобы ребёнок не сомневался в вашей любви и вере в него.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.